Category: литература

Category was added automatically. Read all entries about "литература".

Миф о том, что Юго-Восток континентальной Украины - исконно русские земли

Оригинал взят у galynav

Миф о том, что Юго-Восток континентальной Украины - исконно русские земли, которые вожди СССР "подарили" УССР (статистика этнического состава УСССР в 1939 году)

В сети имеется очень интересная книга- "Всесоюзная перепись населения 1939 года. Основные итоги" Я оттуда выбрала только одну таблицу № 16 -  НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ ПО РЕСПУБЛИКАМ, КРАЯМ И ОБЛАСТЯМ. Вся таблица очень большая, потому я привожу копии страниц, где имеются данные по Украине читайте и сами делайте выводы


Картинки, к сожалению не чёткие, пока выкладываю в таком виде, а тем, кого интересует тема сформулирую свой вывод.

По переписи населения 1939 года в Донбассе насчитывалось около 60 % украинцев, т.е. даже после голодомора 1933 года украинский этнос там составлял большинство. Причём в  таблицах хорошо видно кол-во жителей городского и сельского населения, и именно сельское население является определяющим фактором в этой переписи, т.е. это не только рабочие шахт и заводов, которые могли туда приехать с разных концов СССР, а люди, которые там жили задолго до 1939 года. И то, что сегодня там больше русских - это прямое следствие насильственной русификации тех потомков украинцев, которые пережили последующие 50 лет в составе СССР.

Кстати, в Википедии имеются данные по нац. составу Украины за 1926, 1939 и все послевоенные годы, включая Независимость, но без областей, и там чётко прослеживается тенденция к уменьшению числа украинцев во все годы существования СССР, и только при Независимости люди вспомнили о своих украинских корнях и этот показатель приблизился к уровню 1926 г.

Имеющие глаза и разум, постарайтесь сами разобраться в этих цифрах, книга есть в сети, подготовили её рос. учёные , так что каждый может сам её изучить, и обязательно прочтите историю самой переписи, изложенную в начале книги, даю ссылку -http://www.prlib.ru/Lib/pages/item.aspx?itemid=73382.

...Кацапское быдло во всей "красе" и "духовности"...

Я тут на пару дней проездом в Египте и стал свидетелем такого вечернего шоу с конкурсами, в которых ведущими были аниматоры, а брали участие — отдыхающие. Стандартная, надо сказать, фигня турецких и египетских отелей. В самом начале аниматоры работали с детьми.
На сцену вышли туристы где-то от 4 до 8 лет.
Немного потанцевали, а потом начался конкурс стишков.
Привожу отрывок. Аниматор с микрофоном общается с детьми:
— Девочка, как тебя зовут?
— Катя.
— Катя, ты откуда?
— Из Киева.
— Супер, а сколько тебе лет?
— Семь.
— Какой стишок ты нам расскажешь?
— Расскажу короткий стих про лето на английском языке!
— Ух-ты! Давай! Вот, держи микрофон!

— In summer I like to play outside.
In summer I like to go to the seaside.
I like to pick up shells,
To put them on the shelf.
That’s what I like to do sometimes,
When it comes the summertime.

— Браво! Молодец! — жиденткие аплодисменты в зале, из чего становится понятно, что отдыхающих из Украины в этом отеле не более 10%.
Почти все остальные — из РФ.
— А тебя как зовут? — обращается аниматор к другой девочке.
— Настя!
— Настюша а ты откуда?
— Из Воронежа!
— Класс! А сколько тебе лет?
— Пять!
— Ты готовы рассказать нам свой любимый стих?
— Да!
— Начинай!
— Я уже совсем большая и умею хорошо:
на пол прыгать с табуретки и садиться на горшок.
Я уже совсем не детка! Куклам суп могу варить!
Только мне не разрешают слово жопа говорить. (смех в зале)
Стало с бабушкою плохо как сказала я при ней!
Назвала меня дурехой, а сама то не умней!
А родители сказали: как же так с каких же лет!?
А родители сказала как что такого слова нет!
Я у зеркала стояла может час, а может два!
Даже ноги загудели, заболела голова!
Вижу четко, вижу ясно ну какой же тут секрет?
Ведь такого не бывает! Жопа есть, а слова нет! (смех, переходящий в аполодисменты)
Долго думала гадала. Может я плохая дочь?
После этого скандала не спала совсем я ночь,
а на утро я решила мел у брата попрошу
и на всех заборах крупно слово жопа напишу!  (смех, аплодисменты, переходящие в овации)

— Настя, кто тебя этоу стишку научил? — интересуется аниматор.
— Папа!
— А он тебе сказал, что это хороший стих?
— Да! — смех, аплодисменты, переходящие в овации...

Мне почему-то было стыдно, будто это я приехал из России и девочка из Воронежа рассказала такую лажу.

Этот пост завершу отрывком известного стихотворения:
"Никогда мы не будем братьями
ни по родине, ни по матери".
Это точно

С.Наумович

Писатель Михаил Веллер: Русь - это Украина, и только Украина!

Оригинал взят у czeslaw_list
История_370


Фрагменты бесед, с российским писателем Михаилом Веллером, и российским историком, специалистом по Древней Руси до конца XVI в. доктором исторических наук Игорем Николаевичем Данилевским. Источник   →   Русь это Украина и только Украина! .

Collapse )

Автор-упорядник ©Czesław List

Назад   →   Історія України   Расология   Медиа

Гигантское эсперанто

Оригинал взят у ibigdan
На рассвете, часа в четыре утра, без объявления претензий, стучится в скайп давний приятель, российский коллега по цеху - мол, что думаешь по части Олега Табакова? ...Отвечаю:
- Уже ничего...
- Как?! Совсем ничего?!
- Угу, убогость не позволяет...
- Ааа, значит, думаешь!
- Ну, ладно, думал..., правда, ничего конструктивного - сплошной мат.
- Понимаю..., я бы тоже обиделся. Но, согласись, и Булгаков не жаловал украинцев, стебался над вашим языком.
- Потому, что просто не знал его.
- Пусть так, но по вашим понятиям Булгаков вообще дезертир и предатель - был призван в армию УНР, а потом оказался в Белой армии, а после в Москву сбежал, когда Украину нагнули большевики. Но при этом в Киеве есть музей Булгакова!
- Предлагаешь открыть у нас музей Табакова?
- Ну зачем передергивать? ...Я ж просто рассуждаю! И вообще, хер с тем Табаковым... Просто он сказал то, о чем в России давно чешут на кухнях и православных митингах.
- Не новость, что в России популярны фашистские идеи...
- Ну, в какой-то мере.., да - про третьесортность украинцев, Матроскин явно перегнул. Но, опять же, давай объективно! ...Вот, тот же Булгаков, как считаешь - почему он писал именно на русском?
- Удиви!
- Слушай, без обид! Если серьезно - ведь, трудно спорить с тем, что русский язык ярче, богаче, выразительнее...
- Ну, если другого языка не знать, то да...
- Ха! Я знал, что ты так ответишь! Но смотри - ты, знаешь, как минимум, два языка, а пишешь, в основном, по-русски! ...Аргумент?
- Именно поэтому и могу утверждать: русский язык, как таковой - неприлично беден! По сути, это язык заимствований - гигантское эсперанто. А вся его яркость в уменьшительно-ласкательных суффиксах. Но несмотря на это - я люблю русский язык, как любят больного брата... Нежно и трепетно!
- Ууу... Ты еще скажи, что мы тут все вата!
- "Вата" - от немецкого "die Watte"...
- Ну, это просто шапкозакидательство!
- "Шапка" - от французского "шапу"...(chapeau).
- ...Ок, давай вернемся к сути предмета!
- "Предмет" - из польского "пшедмиот" (przedmiot).
- Не верю!
- И не надо - проверь, интернет под рукой...
Collapse )

Никто из кацапов не догадался прочесть этот стих по первым буквам сверху вниз )))

Многие кацапы любят повторять, что американцы тупые, а украинцы убогие.
А между тем, по российскому ФБ несколько дней гуляет стихотворение 12-летнего Сирожи из Иванова.
Ватники ставят лайки, делают перепосты, хвалят Сирожу за патриотизьм и никто не догадался прочесть стихоТворение по первым буквам сверху вниз.


ГИМН о РОССИИ

Пусть бесятся враги в бессилье!
У них, врагов, кишка тонка!
Тверда священная Россия
И величава на века!
Нас не проглотит гей-Европа!

Храним мы преданность друг друга -
Ульяновск, Пенза, Севастополь,
Йошкар-Ола, Чита, Калуга!
Летит вперед моя Россия!
Отваги, мощности полна!

Любовь и вера - наша сила!
Авроре с Путиным верна!

Луганск и Липецк - словно братья.
А Киров с Шарьей - две сестры!

Ловушкой вражьей не поймать их -
Авроре с Путиным верны!

Сережа Нечаев, 12 лет, город Иваново

Тролли получили новую методичку по Кровавому Пастору. Со сфальсифицированными "цитатами"

Оригинал взят у v_n_zb в Тролли получили новую методичку по Кровавому Пастору. Со сфальсифицированными "цитатами"
.
У себя в блоге в комментариях, а также у уважаемых френдов, которые пишут о Турчинове, повадились гадить новые тролли. Наши, отечественные (судя по айпишникам). Тролли именно новые - мы-то старых знаем, вплоть до того, кто из них на кого работает ))).

Но тут поразительное единодушие и цитирование одних и тех же источников сразу же после назначения Пастора на должность в СНБО говорит о спланированной кампании.

Массово цитируется некий Сергей Плачинда - "известный" украинский "историк". Ну, помните такого - "Укриана - родина слонов".

Только ленивый, мне кажется, не цитировал его "Лебедію". Но книга очень понравилась Виктору Ющенко и он автора даже на Шевченковскую премию хотел выдвинуть - с трудом банкира уговорили не делать этого дабы не позориться. Не, ну помните - "Христос родом из Украины", "Санскрит - видоизмененный древний украинский язык", "Гомер - великий украиснкий писатель, который писал по-гречески точно так же, как украинец Гоголь писал по-русски", "античный историк Лисий (на самом деле «Лысый») – украинец по происхождению" и т.д.

Так вот этот же тов. Плачинда написал когда-то большую статью об "украинофобе Турчинове".

При этом автор, как это с ним бывало постоянно, перекручивал факты, вносил правки в цитаты (!), придумывал "цитаты".
И вот спустя 10 (десять!) лет после написания статьи кто-то нашел ее, раздал троллям по абзацуз-двум - и дал команду "сеять".

При этом тролли искренне полагают, что пишут правду - ссылаясь на первоисточник. Они не знают, что "первоисточник". т.е. тов. Плачинда, просто придумал несуществующие цитаты, которые приписал в данном случае Турчинову.

Вот, например, что мне в комментах писали, ссылаясь на Турчинова:

«Украинцы являются трусливой, неблагодарной, ноющей нацией, получив­шей неожиданную свобо­ду и воздыхающей за без­заботными и в меру сыты­ми деньками рабства... Да, нас, конечно, трудно на­звать великой нацией. Да и само гордое слово «на­ция» по плечу ли нам?..»

Учитывая, что я когда-то книги писателя Александра Турчинова читал (некоторые у меня и сейчас сохранились), то пришлось лопатить увесистый том в поисках цитаты. И, о чудо, выглядит она следующим образом:

"Таким образом, тот факт, что украинцы на переломе ХХ-ХI проявили себя трусливой, неблогодарной, ноющей нацией, получившей неожиданную свободу и воздыхающей за беззаботними и в меру сытыми деньками рабства (как это было, между прочим, и среди евреев по Божьему Промыслу выведеных Моисеем из Египта), - так вот, этот факт вполне может сигнализировать о том, что именно сейчас мы находимся в процессе своего второго рождения. Оно тяжёлое, болезненное, но оно обязательно должно состоятся. Оно в наших руках, в наших сердцах и в наших душах. Это наш единственный путь. Иначе - безраздельная власть страха и зла, вырождение, деградация и небытие"

Правда, отличаются цитаты? А учитывая контекст - прямо противоположное значение.

Понятно, что на троллей внимания сейчас мало кто обращает. Но мне просто интересно - кто заказал кампанию? Ребятки пишут на неплохом украинском, обвиняя Пастора в украинофобии. Не особо напрягаясь, насчитал дюжину профилей.

Кто ж так Кровавого Пастора не любит?

P.S. Бонус:  Вот так выглядел "украинофоб" Турчинов в то время, когда писал Аутодафе...

-fFx_38JKE0

Почему умер русский писатель Михаил Успенский.

Оригинал взят у nazlo_vsemu в Михаил Успенский................RIP...‡

Посмотрите это. Наберитесь мужества и посмотрите до конца.
И вы поймете, почему
И почему он считал, что ему пришло время умереть...
Тоска и стыд.




RIP....Россия...

Нет, я, конечно, не идеализирую. У Украины вагон проблем. Просто вагон. И надвигающаяся экономическая задница - гривна, кстати, упала по отношению к доллару сильнее, чем рубль - и социальные, политические и все прочие проблемы, которые все эти двадцать лет почти не решались. И дураков хватает. И идиотских заявлений с политических трибун тоже. И квасного ура-патриотизма и политических игрищ на трагедиях. И ничем не интересующегося болота.
Короче говоря, обычная нормальная жизнь - со своими умными и дураками, честными и подлыми, героями и мерзавцами, бедами и радостями. Как везде.
Но стоит побыть в этой непростой - но нормальной - жизни хотя бы пару дней, как происходящее в России начинаешь воспринимать так, как оно и есть на самом деле.
Находясь там, внутри ситуации - нет, ну, понимаешь, конечно, что "что-то пошло не так". Но это "не так" оно уже как бы привычно. Рассказы про украинских школьников, которых учат убивать снегирей, потому что они российские птицы, поджоги квартир правозащитников, аресты активистов, обыски и геббельсовщина на тв, вызов писателей на допрос за книги - глаз на все это уже замылился. Жизнь такая. Се ля ви.
Но пары дней вне этого, пусть даже и не в самой благополучной стране, где своих проблем полно, прочищают глаза. И становится понятно, какой же на твоей Родине ахтунг все же настал.
То есть даже комментировать все происходящее в России не из России - невозможно. Просто перестаешь понимать, что это вообще такое. Крышечку так приоткрыл, одним глазом только успел посмотреть, как волосы сразу дыбом полезли, крышечку закрыл, перекрестился - и все, и не подходи больше к этой кастрюле, ведущей в ад, не приоткрывай больше эту крышку.
Просто какая-то дыра в поехавшую головой преисподнюю.
В парадигме логического восприятия мира рассуждать об этом невозможно.
Господи, страна моя, куда ж ты катишься…
Ладно.
Поехал я в бандеровское логово, город Львов.
Доброе утро.

Пророческие стихи Леонида Филатова

Постой!… Ты что-то путаешь в запале!
Известно ведь любому пацану:
На вас не нападали. Вы - напали.
Вы первыми затеяли войну!

Вы гражданам защиту обещали,
А получился форменный скандал!…
Кого и от кого вы защищали,
Когда на вас никто не нападал?

Ах, сколько на земле людишек подлых!
Такие уж настали времена!…
Вы подлость преподносите, как подвиг,
И просите за это ордена!

© Леонид Филатов, 1998
ЗЕлупа

Адекватный россиянин - об украинцах и россиянах

Все-таки в отношении русских к украинцам, к Украине таится что-то ключевое, судьбоносное – для нас, русских.
Для украинцев Россия тоже значима, но только как точка отталкивания, помогающая осознанию своей, украинской, инаковости. Для русских же Украина, напротив, точка постоянного притяжения, ревнивого внимания, объект поглощения как чего-то «исконно своего» и переделки по собственному образу и подобию. Ничто так не раздражает русских, как очевидные различия с украинцами в языке, менталитете, культуре, историческом опыте. Если русские и признают эти различия, то лишь на уровне различий, скажем, между Владимирщиной и Рязаньщиной, но никак не на уровне отношений двух разных народов.

Известно мнение, что Россия без Украины в имперском плане ущербна. Что-то в этом же духе говорил Бжезинский, да и не только он. Эта мысль верна. Но дело даже не столько в экономическом и геополитическом значении Украины для Москвы. Дело прежде всего в том, что на традиционном русском отношении к Украине, по сути, держится русское имперское сознание, благодаря которому российская империя, пусть и в урезанном виде, все еще существует. Подчеркиваю: именно отношение к Украине – не к Балтии, не к Кавказу – является определяющим для русского имперского сознания. Как только русские откроют для себя, что украинцы это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО другой народ – российский имперский миф рухнет, а с ним неизбежно кончится и империя.

Надо сказать, что на словах русские всегда готовы признать, что украинцы – народ, но – внимание! – «братский народ».
За этой лукавой формулой кроется твердое убеждение, что мы – русские и украинцы – ОДИН народ, призванный жить в одном государстве со столицей в Москве. Говоря о «братском украинском народе», большинство русских воспринимают украинский язык и само украинство как досадное историческое недоразумение, исторический вывих, возникший благодаря зловредному влиянию Литвы и Польши. И при этом русские не задаются вопросом: а может, вывихом-то являются они сами?

Исторически вывихнуты как раз-то мы, русские. Нас вывихнула татарщина.
Еще в ХIII веке наметились два противоположных исторических вектора, определивших дальнейшее формирование украинского и русского народов.
Первый вектор – борьба с Ордой в союзе с Европой, второй – борьба с Европой в союзе с Ордой.
Персонифицировались они соответственно в личностях Даниила Галицкого и Александра Невского.
Первый вектор – естественен и логичен в культурно-историческом плане.
Второй вектор – глубочайшее извращение с далеко идущими последствиями: культурными, государственными, историческими, психологическими, нравственными. И если король Даниил – знаковая фигура Украины, то приемный ханский сын Александр Невский – знаковая фигура России, ее «имя». Таков исток нынешних русско-украинских отношений. Уже после этого говорить о «двух братских народах» не приходится. Цивилизационная вражда предопределена уже этими двумя историческими личностями.

Их можно назвать народообразующими.
Насколько Даниил Галицкий непохож на Александра Невского, настолько украинцы непохожи на русских – в своем отношении к праву, свободе, собственности.
Если украинское самосознание исторически тяготеет к Европе, то традиционное русское самосознание воспринимает Европу с большей или меньшей степенью враждебности, недоверья и зависти, оборотной стороной которой выступает мессианская кичливость и обличительный пафос в отношении «прогнившего Запада».
Европа для русских – это «потерянный рай», откуда их вырвали татарским арканом. Именно конфликт между изначальной европейской природой и навязанным азиатизмом истории и государственности определил русский психотип, все его комплексы и фобии.
Все русские неврозы – от пьянства до большевизма – отсюда.
Утратив Европу, русские захотели ее не просто забыть – они решили ее возненавидеть, возлюбив при этом свое историческое несчастье, весь этот навязанный им судьбой азиатизм.
Это психологическое и умственное извращение называется русским патриотизмом.
Украина же, благодаря Литве и – да, да!- Речи Посполитой, сохранила в себе причастность к Европе, сохранилась как Русь в подлинном смысле этого понятия.
А мы переродились в Московию, утратив исконную цивилизационную идентичность. И вот это-то и является предметом нашей русской, точнее московитской ревности, определяющей наше отношение к Украине.

Еще на Переяславской раде (1654), на пресловутом «воссоединении», надо сказать, весьма вынужденном со стороны казаков, встретились два разных народа, говорившие на языках разных культур.
Мало кто знает, что в Переяславле казаки, соглашаясь дать присягу московскому царю, настаивали, чтобы и он, в свою очередь, присягнул казакам в соблюдении их вольностей.
То есть казаки заявляли себя носителями типично ЗАПАДНОЙ правовой культуры.
Разумеется, это вызвало негодование московской стороны, заявившей, что «у нас не повелось, чтобы цари давали подданным присягу, а вольности ваши Государем соблюдены будут».
Видать, веры Москве у казаков особой не было: четыре полка царю в Переяславле так и не присягнули…

Как Россия «соблюла» казачьи вольности, хорошо известно: всеми силами она старалась устранить украинское «историческое недоразумение».
Уже вскоре после Переяславской рады началась московизация Украины: насаждение воевод, сворачивание городского самоуправления, притеснение казачества, поощрение доносительства и т.д.
В 1662 году был создан Малороссийский приказ, находившийся в непосредственном подчинении у царя. Через него царь утверждал претендентов на гетманство, сажал воевод по украинским городам, строил крепости в Украине, направлял действия московских и казацких войск. Кроме того, это ведомство надзирало за деятельностью гетмана и контролировало все контакты украинцев с Московией. О Переяславских соглашениях в кремле уже и не вспоминали.

Потом был показательный геноцид в Батурине (1708) – ответ Петра Первого на попытку гетмана Мазепы отстоять остатки суверенитета Украины. Потом последовали два уничтожения Запорожской Сечи – Петром и, окончательное, Екатериной. Потом было превращение Украины в набор типовых губерний, царская политика русификации и, наконец, сталинский Голодомор как средство подавления украинского национально-освободительного сопротивления.

Конечно, казакам в ХVII веке не стоило вступать в столь острую конфронтацию с поляками, которые в цивилизационном плане были гораздо ближе казачеству, чем московиты, несмотря на их православие.
В свою очередь и гордым полякам надо было понимать, что от их конфликта с казачеством выиграет только Москва. Конечно, требовалась федеративная и правовая реформа Речи Посполитой, состоявшей лишь из двух субъектов – Польши и Литвы.
Требовалось признать третий субъект – Украину (Русь).
Так и произошло при заключении Гадячской унии (1658).
Но, увы, поздно: ненависть казаков к «ляхам» была уже слишком велика, и проект провалился. Возникни он пораньше – и у Украины были бы все шансы существовать сегодня в качестве полноценного европейского государства.
Да и наша, русская, судьба сложилась бы иначе, поскольку без Украины Россия вряд ли превратилась бы в монструозную империю, в конце концов разродившуюся большевизмом. Московия неизбежно вошла бы в состав более цивилизованного и сильного соседа. И мы, русские, жили бы сейчас в Европе, не имея за спиной ГУЛАГа и прочего гнусного исторического опыта. И сама история Европы была бы иной…    

Итак, «два братских народа». Но, как видим, в конечном счете культурно-исторические генезисы русских и украинцев совершенно различны, даже противоположны.
Мы, русские, конечно, братья украинцам, но братья, подвергшиеся некой неприятной мутации.
Мы опасны, как будто несем в себе какую-то разрушительную заразу, и потому нас инстинктивно сторонятся все, кто живет западнее: украинцы, прибалты, а теперь и белорусы.
Зато Китай приваливается к нам все плотнее…

Наряду с идеей «двух братских народа», существует уж совсем оголтелая ура-патриотическая «концепция» «триединого русского народа», якобы состоящего из великороссов, малороссов и белорусов.
Эта мифологема рассыпается при первом же внимательном  рассмотрении.
Языковая близость? Уверен, что большинство из адептов идеи «триединого русского народа» не смогут понять большую часть разговорных фраз на украинском языке.
Языковые различия между русскими и украинцами очевидны и значительны. Языки у них, конечно, родственные, но, скажем, сербский язык тоже весьма родствен русскому, однако никому из нормальных людей не приходит в голову считать сербов и русских одним народом.
Кстати, у сербов и хорватов язык вообще один и тот же, но народы эти, несмотря на общий славянский корень, отнюдь не братские, а цивилизационно разнонаправленные.
Скажут: их разделила религия.
Хорошо, возьмем сербов и черногорцев – один язык, одна вера.
Различий между ними в сотни раз меньше, чем между русскими и украинцами.
Тем не менее, несмотря на великодержавное стремление Сербии рассматривать Черногорию как свое продолжение – не более! – черногорцы считают себя отдельным народом с собственной историей и культурой.
Не буду здесь вдаваться в подробности, но, вероятно, мало кто знает, что примерно в 1920-26 гг. черногорцы вели партизанскую национально-освободительную войну против сербской армии, оккупировавшей Черногорию под предлогом братской помощи.
И если уж такие «близнецы-братья» как Сербия и Черногория в конце концов расселились по отдельным квартирам, то что говорить о России и Украине?!

В заключение нельзя не затронуть еще один момент. Жаркий русско-украинский спор разворачивается на историософском, экономическом, политическом полях. Это большой спор об Украине как таковой, о ее суверенитете и состоятельности. Идет он и на поле культуры.
Здесь, пожалуй, главной стратегической «высоткой», за которую борются русские, является имя и наследие Гоголя. Аргументация русских ура-патриотов такова: Гоголь писал на русском языке, называл себя русским – значит, никакой особой украинской идентичности не существует, можно говорить лишь о неком «областном» малоросском своеобразии, эдаком этнографическом оттенке.
Разумеется, это обычная уловка, призванная оправдать имперскую политику в отношении Украины и само существование империи.

Пора, наконец, сказать правду: Гоголь типологически (я уж не говорю о происхождении) чисто украинский писатель, имевший еще и польские корни, да, писавший на русском языке – в силу исторических и политических обстоятельств. Судьбу Гоголя предопределила судьба Украины в империи.
Как еще мог сделать литературную карьеру талант, родившийся в колониальной провинции?
Разумеется, надо было ехать в имперский центр, в Питер, писать по-русски, причем идеологически выдержанно.
Скажем, на «Тарасе Бульбе» - козырной карте наших ура-патриотов – лежит явная печать политического приспособленчества.
Как известно, было два варианта повести, и патетические слова о «русском царе» в предсмертном монологе Тараса появились лишь во второй редакции – по сути, Гоголь создал яркий, поэтичный псевдоисторический лубок, внеся весомый вклад в имперскую мифологему «воссоединения Украины с Россией».
Но душевного комфорта Гоголю это не принесло.
В России он мучился, изнывал. Его «Вечера на хуторе близ Диканьки» - это бегство в уже несуществующую Украину.
По сути это плач об Украине, упрятанный в смех, в яркие южные краски, в сказочность, в полет стиля.
Вспомним, как кузнец Вакула попал на прием к Екатерине II в составе делегации запорожцев, которые, предчувствуя свой скорый конец, прибыли в Петербург в надежде умилостивить «матушку государыню».
Далеко не случайно Николай Васильевич свел вместе эти противоположные начала: ледяной имперский Петербург и огненных посланцев Сечи.
В рождественскую пастораль Гоголь упрятал свою скорбь о погибшей казачьей вольности, об Украине…

Россия душила Гоголя, он рвался из нее, но куда ему было податься?
В Украину, превращенную в Малороссию? Там он был обречен на убогое провинциальное прозябание.
И тогда новой, идеальной Украиной для Гоголя стала Италия. В Италии он воскресал духовно, оттуда он писал откровенные письма, в которых «Россия, Петербург, снега, подлецы» шли в одну строку, через запятую.
В Италии он «просыпался на родине».
И чем все кончилось? Россия в лице попа-мракобеса Матвея задушила-таки Гоголя.
Вот и вся его история вкратце.

Гоголь не смог или побоялся разобраться в себе, и это его сгубило.
Жившее в нем украинско-польское самосознание (характерны его откровенные беседы с поляками в Италии) он старательно, но тщетно давил надстроечным русским самосознанием.
Россию, ее холода, обывателей, чиновников, странную, безысходную историю Гоголь не любил, хоть и боялся в этом себе признаться.
Отсюда и «Мертвые души» - эта фантасмагорическая фреска становится понятной именно в таком ракурсе. Создав ее, Гоголь испугался самого себя и шарахнулся в покаяние, к попам, в морализаторство, стал проповедником и убил в себе художника. Гоголь – это жертва России, она сожрала его.
Украинский писатель, запутавшийся в своей русской судьбе, как птица в силках…

"Н.В.Гоголь, путешествуя по Европе и останавливаясь в одном из пансионов, при заполнении анкеты в графе национальность собственноручно по-французски записал "ukrainien". Вряд ли великий писатель мог бы себе позволить это в Петербурге или Москве."

Что ж, подытожим.
Нам, русским, пора осознать, что обретение Украиной независимости глубоко закономерно.
Это историческая справедливость, с которой необходимо не просто смириться – нам надо ее понять и принять. Понимание, что Украина действительно другая страна, настоящая заграница – вот ключ к нашему самопознанию, самокритике и самоосвобождению, предпосылка зарождения новой русской ментальности без имперских и антизападных стереотипов.
Если это произойдет, все наше видение истории и мира изменится. Украина как бы ставит перед нами, русскими, зеркало. Надо честно и бесстрашно вглядеться в него.
И, как сказано в нашей же, русской, поговорке, «на зеркало неча пенять…».