В самом деле: как бы и что ни говорил об эпохе правления Путина, но если общим термином описать то, что он делает со своей страной, то он успешно нахлобучивает ее на две трубы – нефтяную и газовую.
Эти отрасли стали не просто доминирующими, а подавляющими все остальное. Они превратились в монстров, подмявших под себя совершенно не связанные отрасли, от эстрады до прессы. Причем, все это натурально взято под контроль, как мы недавно писали о том, как газпром-медиа выступает в роли могильщика Ютуба в РФ.
Но когда все яйца сложены в одну корзину, один меткий удар может развалить идиллию так, что слепить ее не получится никоим образом именно по той причине, что все нанизано на две трубы.
Если страны Залива целенаправленно ведут диверсификацию своей экономики, уходя от нефти как основного источника доходов государства, то Путин все делает наоборот. Он подвязал к трубам все, что было можно, а что нет – пришло в упадок и вымерло.
По большому счету, зависимость от нефтедолларов стала намного сильнее, чем даже при совке, у которого все же были другие отрасли промышленности, нефти совершенно не касающиеся, а Путин все это необратимо переделал в тотально сырьевую модель экономики.
Мы рассуждаем о том, что станется с лепрозорием, если цены рухнут до 20 долларов за бочку и ниже, вспоминая то, что где-то на этом рубеже рухнул совок, но ситуация вполне может развернуться и другим боком.
Причем, о такой возможности вполголоса говорят уже давно, а теперь – начали писать открыто:
«Общих запасов нефти в России могло бы хватить на 58 лет добычи, но большая их часть экономически не рентабельна… Рентабельных (запасов) в соответствии с данными инвентаризации хватит на 19 лет. Две трети нефти, найденной в недрах, приходится на трудноизвлекаемые запасы, расположенные, в частности, в Арктике. Но при текущих ценах – около 60 долларов за баррель – добывать арктическую нефть, по словам Киселева (глава Роснедр Евгений Киселев), проблематично: нужно 110-120 долларов за бочку».
Но всегда, когда речь идет о РФ, надо учитывать магию цифр, которой там владеют со времен совка. Суть этой магии сводится к тому, что первое лицо надо кормить хорошими новостями, а значит – хорошими цифрами. Особенно это касается статистики, которая интересна этому лицу в самую первую очередь. Чтобы порадовать небожителя, холуи без раздумий поправят любую статистику в нужную сторону.
Здесь – то же самое и сами же россияне пишут следующее:
«Реальная ситуация с запасами нефти может быть куда хуже, чем на бумаге, выяснила в прошлом году Счетная палата по итогам аудита данных от крупнейших сырьевых компаний.
Дело в том, что значительная часть запасов нефти и газа в России, о которых рапортуют сырьевые компании и которые ставятся на государственный баланс, не подтверждается в результате переоценки, разведки и добычи, обнаружили в СП. В среднем, каждый год Россия списывает с госбаланса оказавшиеся «фейковыми» запасы углеводородов почти в таком же объеме, какой ежегодно выкачивает из недр».
В общем, 19 лет - это срок, обсчитанный из тех показателей, которые ушли на стол к Путину, а как оно выглядит на самом деле - известно очень немногим, но они не решатся рассказывать это царю, поскольку кто его знает, что он сделает с гонцом, принесшим плохую весть? Но похоже на то, что Путин о чем-то таком догадывается, поэтому его так и плющит со всех сторон.
А главное - в том, что обратный отсчет не просто запущен, но идет уже полным ходом.
«Линия обороны»