Головна мета Івана Мазепи була об’єднати Україну, зробити усе, щоб вона не залежала ані від Москви, ані від будь-кого іншого. І цю мету Мазепа, йдучи попереду свого часу, усвідомив уже через 50 років після Переяславу.
Мазепинська ідея жевріла протягом 200 років. Вона знаходила нових і нових послідовників, і усі ці роки сприяла відновленню незалежності України.
Слово «мазепинець» стало загальним іменем для усіх, хто ставив за мету самостійну Україну.
Українці покоління за поколінням надавали цьому званню явного позитивного змісту. Хоча протягом століть, Петербург буквально таврував нас цим словом.
Ефект був прямо протилежним – за ці роки, росіяни зробили багато для популяризації Мазепи серед українців і ще більше – для розвінчання міфів. Сотні років чужі голоси втовкмачували хибні уявлення про нашу історію. Але тепер ми знаємо, що:
Хай про Мазепу спів мій лине,
Хоч він був пан, та серце мав.
За суверенність України
Боровся він, і в цім був прав.

П.Порошенко
__________________
КЕРІВНИК. Мазепа найдовше володів гетьманською булавою - цілих 22 роки. За цей час, відродив українську літературу, мистецтво, філософію, теологію, живопис, навіть тодійшний архітектурний тип, який тепер зветься Мазепинським бароко.
ПОЛІГЛОТ. Прекрасно володів польською, російською, татарською, французькою, латинською, італійською та німецькою мовами.
МЕЦЕНАТ. За його сприяння, Києво-Могилянська колегія в 1701 році отримала статус академії. Профінансував будівництво Чернігівського колегіуму. За свій власний кошт, збудував 12 нових храмів, відреставрував понад 20. На будівництво мурів Києво-Печерської лаври витратив 1 млн. золотих, позолотив купол Софійського собору, подарував найбільший дзвін, тощо.
Це була потужна політична постать, яка підняла Україну з колін. Не дарма ж бо, у народі ходило прислів’я: "Від Богдана до Івана - не було гетьмана".
З Днем народження, Гетьмане! З Днем народження, козаче!
(с)
__________________________________
Иван Степанович Мазепа — один из наиболее выдающихся украинских гетманов. Его мать, Мария Магдалина, была образованной, смелой и большой патриоткой Украины. Последние 13 лет жизни, она была игуменьей Киево-Печерского женского монастыря.
Европейцы Вольтер (1731 г.), Францишак Госецкий (1732 г.), Анри Констана д’Орвиль (1764 г.), Генрих Бертуха (1812 г.), американец Джон Говард Пейн (1852 г.) — вот лишь несколько авторов, основавших мировую мазепиану. В XIX веке ее пополнили оперы, музыкальные симфонии, этюды, романы, повести, поэмы, художественные полотна.
В западноевропейской литературе Мазепа, благодаря романтической поэзии, остался легендарным героем.
Английский поэт Байрон, французы — писатель и поэт Гюго и живописец Верне, венгерский композитор Лист, используя историю о Мазепе, создали бессмертные произведения, вознесшие своего героя на уровень исторического символа.
Украина во второй половине XVII века переживала страшные времена: турки, татары, поляки и кацапы нападали на ее земли. Летописец тех времен Величко так описывает этот край: «Многие города и замки опустели, разрушены... Поля опустошены, леса, озера и болота покрыты мхом... На всех дорогах белеют кучи высушенных человеческих черепов...». Богатые и плодородные земли Украины стали пустыней. К тому же одна украинская верхушка тянется к Москве, другая — к Турции, третья — к Польше.
И вот в этих условиях, в 1687 году, гетманом Украины казачья верхушка выбирает Мазепу, когда ему уже пошел пятый десяток.
В начале XVIII века, в конце Мазепинского периода, в Украине была одна школа на 1000 жителей (через столетие, в 1875 году — осталась всего лишь уже одна школа на почти 7000 жителей).
Во времена Мазепы (1708 г.), Киево-Могилянская академия насчитывала 2000 спудеев (студентов), но уже в 1709 году, их осталось 161, а почти через век - это количество увеличивается, но всего до 800—1000 человек. Во времена Мазепы, среди слушателей университетов Сорбонны и Праги было много украинцев.
Почти вся казачья старшина в Украине имела высшее образование.
Мазепа строил десятки церквей и монастырей, поощрял просвещение. Ходил походами на татар, турок, поляков и шведов.
Почти триста лет замалчивались времена гетманщины в Украине. Почти неизвестной была жизнь одного из знаменитейших гетманов, неизвестной на родине. Европа, как уже отмечалось, знала о Мазепе по произведениям Вольтера, Словацкого, по одноименным поэмам Виктора Гюго и Байрона, по музыкальной поэме Листа, по истории Петра Первого, вышедшей на немецком языке, где Мазепе был посвящен целый раздел. Произведения же о Мазепе в темной и варварской Русской империи назывались то «Полтава», то «Войнаровский». За счёт собственных средств, Иван Мазепа построил, по некоторым оценкам, 26 соборов, церквей и колоколен.
Выдающимся достижением строительной деятельности Мазепы было сооружение монументальных храмов. Они строились в Киеве, других городах одновременно с обновлением древних церквей. Достопримечательности того времени в Киеве — Богоявленский собор в Братском монастыре, Николаевский собор в Пустынно-Николаевском монастыре на протяжении длительного времени служили образцами церковного строительства. Колокольня Софийского собора в Киеве была также построена по заказу Мазепы.
Архитектурный ансамбль Киево-Печерской Лавры сохранился, благодаря украинскому гетману. С какой стороны на Лавру ни взгляни – она сияет Мазепинскими церквами.
За период от 1698 по 1708 годы, средствами гетмана был отстроен разрушенный татарами главный монастырский храм – Успенская церковь, отреставрирована Троицкая Надвратная церковь, построена жемчужина украинского зодчества - церковь Всех Святых на Экономических вратах Печерского монастыря, Онуфриевская церковь-башня.
Мазепа финансировал строительство каменной стены вокруг Печерской Лавры. Оборонные стены возводили по всем требованиям тогдашнего военно-инженерного искусства и по завершению строительства Печерская обитель превратилась в неприступную крепость в тех пределах, которые доныне определяют границы древнего монастыря.
На территории Нижней лавры, церкви Воздвижения Честного Креста и Рождества Богородицы - построены на деньги двух казацких полковников, членов администрации Мазепы.
Собственно говоря, большинство нынешних сооружений Печерской Лавры – это архитектура в стиле украинского (или его еще называли Мазепинского) барокко, которая осталась в наследство от гетмана.
Знал бы Иван, что в этой «обители» вместо чтения молитв за успокоение его души будут проклинать его имя…
Никольский собор, построенный за деньги Мазепы, был украшением древнего Киева до 1934-го года. Его последующую судьбу решил визит московского товарища Постышева. Выступая на пленарных собраниях Киевского городского совета он заявил, что «нужно раз и навсегда стереть с лица земли весь этот исторический хлам, который является ненужным и уродливым наслоением предыдущих эпох». И Военный Никольский собор снесли.
Во всех церквях, построенных Мазепой, закладывались керамические пластины с гербом гетмана и надписью, что церковь возведена по инициативе и на его средства.
Кроме строительства новых или перестройки старинных храмов Лавры, гетман делал к ним ценные подарки. Это были иконы, кресты, чаши, митры, ризы, звоны, серебряные ракии для святых мощей, богослужебные книги, оправленные и украшенные золотом, серебром и ценными камнями.
«Не было и не будет подобного ему», – писал печерский монах – современник Мазепы. Он как в воду смотрел. С отходом гетмана золотое время перестройки и процветания Лавры закончилось.
Все имперские русские правители, начиная с Петра І, относились к Лавре как к дарохранительнице, из которой почитали за грех что-то не экспроприировать. После каждого визита к святой обители кого-то из монарших лиц, в Петербург перекочевывали наиболее ценные вещи из монастырской казны.
Все это добро Печерской обители стало государственной собственностью руSSкой империи. Потеряв экономическую независимость, монастырь перешел в полное подчинение Петербурга и зависимость от «имперской ласки». При таких условиях, очень скоро Лавра из главного духовного центра «второго Иерусалима» (так именовали Киев во времена Мазепы) превратилась в рядовой монастырь империи.
Стоит при этом вспомнить о сотнях сожженных и разрушенных храмах во времена Андрея Боголюбского, Петра I, уничтоженных казацких православных святынях при Екатерине II.
Не следует забывать, что в период царствования Петра, с 1700 года волей императора, Русская православная церковь не имела собственного патриарха.
О мести «православного» русского царя православному украинскому Батурину. Археологи воспроизвели картину ужасной резни. Руководил этим побоищем сподвижник Петра - Меньшиков.
Батурин уничтожали страшно: убивали женщин, детей, монахинь.
Какое нужно иметь сердце, чтобы убивать беспомощных иноков? Насколько нужно не бояться Бога, чтобы сжигать церкви и монастыри? Чем христовые невесты провинились за выдуманную «измену» Мазепы? Чтобы испугать украинцев или, чтобы украсть золотую церковную утварь, которую даровал Мазепа церковным ризницам?
Петр Первый не побрезговал конфисковать даже те деньги Мазепы, которые он вложил в Киево-Печерскую лавру. И священники Московского патриархата стыдливо об этом факте умалчивают.
Петр объявил анафему Мазепе ровно через десять дней после Батурина. Как это было, вернусь к описанию историка Татьяны Таировой-Яковлевой: «Сначала Стефану Яворскому (на тот момент наместнику патриаршего престола, это как будто «и.о. патриарха») Петр лично написал письмо, где дал понять, какие репрессии ожидают церковь в случае отказа анафемствовать гетмана. Думаю, что светлой памяти владыке Стефану Яворскому, было очень больно провозглашать слова церковного проклятия гетману, которого он знал и любил. Ведь именно митрополит Яворский, несколькими годами ранее, вместе с тогда еще живым московским патриархом Адрианом и другими иерархами, написали Мазепе панегирика после его успешной битвы над турками под Кизикирменом. Владыка Стефан вместе с иерархами писали Мазепе, что эта победа «запишет в книгу вечности храбрость Вашей милости в делах военных. Этим подвигам аплодирует все христианство. Потому что Вы Вашей победой притупили рога кичливой басурманской спеси».
Возвращаясь к анафеме, подчеркнем: она налагалась за «клятвопреступление и измену к нему, великому государю». Последние слова содержал текст церковного проклятия.
Это при том, что анафему всегда налагали за преступление перед церковью, а никаких преступлений перед церковью и религией - Мазепа не совершал. На следующий день после анафемы, митрополит Яворский написал проповедь, в которой гневно осуждал царя, который «пьет из церковной посуды» и пророчил «Божий гнев, который должен был обрушиться на Россию за грехи ее правителя». Проповедь владыка публично не произнес, ее, насколько известно, нашли в его архивах. Но она показывает, какими были настоящие ощущения митрополита. Божьей милостью его проповедь, которая дошла до нас, показывает: митрополит был искренен в своих панегириках Мазепе, а не в своей анафеме. Стефан Яворский согласился провозгласить анафему Мазепе просто потому, что спасал от гнева безбожного императора свое христолюбивое стадо. Также как и Мазепа, пошел на эту «измену» царя, спасая свою землю, своих близких, детей своих близких от войны, которую готовил Петр.
В России, имперская система и так убила церковь, убила веру.
Церковь Веры стала Церковью государственной идеологии. И началось это еще во времена Ивана Грозного и Петра I. Можно сказать, что империя убивает и саму Россию, так как срастание политической власти с церковной стало катастрофическим фактором моральной деструкции российского общества.
О.Леусенко
