gorlis_gorsky (gorlis_gorsky) wrote,
gorlis_gorsky
gorlis_gorsky

Category:

"Девятка" - на старт!

В SpaceX подтвердили то, что последний лётный тест Starship SN 8 прошел более удачно, чем это предполагалось заранее. Сами они считают, что это было выдающееся достижение, и действительно - самая критичная часть испытания, ради которой и проводился тест, а именно маневр «флип», был исполнен штатно и подтвердил все те расчеты, которые только в теории предсказывали, как ракета должна себя вести в такой критической фазе полета при возврате на Землю с орбиты.
Собственно говоря, предполагалась нештатная ситуация еще до этого маневра, но все прошло удачно, а неисправность оказалась в таком месте, где её устранение не представляет особых проблем — в баке топливного коллектора. Насколько стало понятным из многочисленных уже комментариев, тревогу вызывал процесс многодвигательного маневрирования.
Просто напомним, до этого тесты прототипов происходили при одном установленном и работающем двигателе, который и обеспечивал устойчивость аппарата в полете и его ограниченное маневрирование, когда аппарат все время находился в вертикальном положении. Здесь же, всё это обеспечивалось взаимоувязанной работой сразу трех двигателей, а маневры исполнялись на порядок более сложные. Сначала огромную ракету надо было уложить в горизонтальное положение, а потом — вернуть в вертикальное.
Ну, а между этими двумя маневрами, ракета показала ровный, устойчивый полет и уверенную работу системы стабилизации полета, посредством аэродинамических плоскостей. Кроме того, любая современная ракета получает только вертикальную нагрузку от двигателей снизу, передающих усилие вверх по всей конструкции.
Поэтому ракеты рассчитаны только на такую нагрузку и если запуск происходит аварийно, то завалившаяся на бок ракета не падает плашмя, а разваливается в воздухе именно от нагрузки, направленной с другого направления, как это видно на этом видео (из Кацапии):


То есть, ни одна современная ракета просто не способна на подобный маневр, и случись ей оказаться в горизонтальном положении, она обречена на гибель потому, что она так устроена конструктивно. То есть, Starship - это принципиально другой аппарат, в который заложена не просто возможность, а необходимость движения боком, плашмя.
Отсюда становится понятным то, почему Илон Маск свернул работы над ракетой с использованием обычных материалов, и перешел на строительство нового аппарата из специальной стали. Это вызвано не только удешевлением самой конструкции за счет материалов и способов сборки, но и тем, что лишь сталь способна выдерживать нагрузки при такого рода маневрировании.

А тем временем, на 14 декабря уже заказано перекрытие дорог для перемещения платформы и крана от сборочного комплекса до стартовой площадки. Уже известно, что прототип Starship SN 9 полностью готов к запуску и наверное там уже учтены проблемы с резервуаром топливного коллектора, которые и стали причиной недостаточной подачи топлива к двигателям и как следствие — жесткой посадки "восьмерки".
Наблюдатели говорят о том, что если 14 числа "девятку" поставят на старт, то есть большая доля вероятности того, что она успеет полететь еще до Нового года.
"Линия обороны"
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments