Важность региональной политики понимал даже покойный Виктор Янукович-младший, который как-то оговорился и назвал своего отца «Виктор Федорович Регионов».
Стать Владимиром Александровичем Регионовым, у одного из "самых влиятельных лидеров мира" - не получилось. Хотя он пытался.
Добросовестно ездил по Украине, пучил глаза и кричал «выйди, разбойник!» местным руководителям.
Но назначенные главы ОГА в большинстве своем оказались слабы, построить дееспособную вертикаль не удалось.
Стремительный рост центробежных процессов начался во время карантина – регионам обрезали финансирование и заблокировали источники пополнения местных бюджетов.
Как сформулировал Борис Филатов, «у нас забрали миллиарды в пользу крупного бизнеса, потом собрали олигархов и просят купить нам аппарат ИВЛ».
В то же время, все бремя антикризисного управления на местах было возложено на местные власти, а Зеленский ездил встречать «Мрии». Получилось, как в сказке про мужика и медведя: «Тебе - вершки, а мне - корешки».
На местах медведями быть не хотели, и начали сами отнимать у хитроЗЕленого мужика корешки – политические.
Это проявилось в конфликтах мэров с главами ОГА, квинтэссенцией которых стала перебранка Зеленского с мэром Черкасс, которому преЗЕдент решил передать привет от СБУ за самовольное снятие карантина, а в ответ получил личные обвинения. При этом, Офис остался перед
этим бунтом один на один: тонко чувствующие момент силовики никаких реальных мер против мэра не предприняли, а активисты, близкие к одному из – даже публично поддержали.
А после того, как Зеленский зачем-то вспомнил о мэре Черкасс на своей пресс-конференции, то он получил уже откровенно хамское видео, где авторитетный мэр рассказал, как был ранен на колчаковских фронтах, «добывая независимость украинского народа», пока Зеленский «плясал на корпоративах», и в грубой форме пригласил президента на баттл на местных выборах.
К слову, ровно эти же тезисы озвучивал ранее и Филатов, но только не в видеообращении, а в фейсбуке.
Это в буквальном смысле площадное хамство (мэр транслировал свои размышления с площади) – символ краха региональной политики власти.
За год ситуация изменилась кардинально. Вот просто перевернулась с ног на голову.
Теперь «выйди, разбойник» говорят уже региональные лидеры преЗЕденту.
Политика кнута и пряника против мэров не заработала. Потому что кнут вываливается из рук, а от пряника остались крошки.
Мэры сами отвечают кнутами публичного оппонирования президенту, десакрализуя Зеленского в глазах избирателей.
Они чувствуют свою силу, хамят продуманно и сознательно – для мобилизации электората и перевода противостояния в формат «мы-они».
Где мы – горожане с сильным мэром, а они – дешевые клоуны и казнокрады из Киева.
Кстати, точно так же работали технологи Зеленского на двух последних выборах.
В самом Киеве, проблемы команды Зеленского особенно рельефны и отражают ситуацию в стране вообще.
За год, Зе-команда не смогла вырастить сильных политиков. Боксер выглядит титаном мысли, духа и компетенций на фоне конкурентов от центральной власти.
Намерение «СН» провести праймериз с участием не только, а точнее не столько среди членов партии, иллюстрирует ценность «Слуги народа» как партийного проекта.
Разумков принял разумное решение и отказался.
Князь Тищенко-Оболонский, крайне убедительно симулирующий слабоумие, после истории с «Велюром» не подходит даже на роль технического кандидата Кличко.
Торпеды Коломойского Дубинеску и Ткаченко, автор идеологии холодильника Качура? Это даже не спарринг-партнёры для Кличко, а груши.
Приходится искать джокера на стороне – обсуждается возможность выдвижения главного санврача Виктора Ляшко. На вора не похож, врач-герой (сам, правда, СЭС и разваливал), умеет разговаривать – креативный ход, может зайти.
И Ляшко уже начинает мочить крыло Коломойского. Это, кстати, одна из причин, почему у власти нет ни одной яркой политической фигуры, кроме Зеленского. Не только из-за низкого качества исходного материала. А еще и потому, что как только кто-то высовывает голову из партийной бочки, как тут же янычары Коломойского, или соросята, или квартальцы ятаганом – вжух, и бедняге опять приходится нырять обратно, в первичный партийный бульон. Только Зеленский, как сказал бы Богдан Яременко – табу. Его цеплять нельзя, он – фундамент Пизанской башни власти, начнешь стучать молоточком – все завалится.
Ситуация в Киеве отражает ситуацию в Украине и в более широком ракурсе.
Что-то не так в стране, если вторым по уровню доверия политиком является Разумков. Кадрового политического ресурса нет не только у власти – его нет вообще. Конкуренты Кличко на выборах – ну это просто парад фриков:
1) полоумный ГРУшный резидент Пальчевский, проводник идей русского мира и открытый антисемит, клиника которого прославилась двумя вещами: справкой о том, что Зеленский не наркоман с левой датой и сокрытием позитивных результатов тестов на COVID элитарных украинских куршавельцев.
2) Гордон – аферист, впаривавший лохам пирамидки Юшинсе, лысого кота, Марию-Стефанию, Гиркина и Поклонскую.
"Наш спецагент", как сказал Зеленский.
3) Притула, из которого Пинчуку так хочется сделать Зеленского №2.
На фоне этого безумия, находят своего избирателя даже байки из склепа от еще таки существующих Омельченко и Попова.
Очень похоже, что местные выборы станут Ватерлоо Зеленского.
Стратегия похода на местные выборы еще не утверждена. Команда раздираема внутренними противоречиями – как в Офисе президента, так и в руководстве партии.
Пока Ермак пытается наносить превентивные удары. Есть ощущение, что Офис делает ставку на Шария, который будет откусывать у местных элит на Юго-Востоке.
Иллюстрация этого противостояния – срыв пробега Шария с красными флагами Трухановым. Так сказать, не надо нам тут с красными флагами, мы сами с красными флагами. И активная поддержка Шария офисными телеграм-каналами.
При этом, Офис так и не решился ограничивать местные политические проекты избирательными барьерами и другими законодательными преградами. Попытки Ермака оседлать региональный протест против центра с помощью Кличко, который якобы возглавит «партию мэров», очевидны для всех, о чем заявил Филатов сегодня.
При этом, мэр Днепра озвучил необходимость создания «общенациональной» партии с мэрами, главами общин, ЛОМами и «активными людьми». Вообще, Филатов потенциально выглядит наиболее ярким конкурентом Зеленского на Юго-Востоке. А может, и не только на Юго-Востоке.
Если ему удастся действительно создать свой проект, то Боря таки действительно может стать, как пишут офисные каналы и Саша Дубинский, могильщиком, но могильщиком – «Слуги народа».
Впрочем, даже если этого и не произойдёт, пределом возможностей команды Зеленского на местных выборах будет роль сателлитов региональных лидеров и их проектов. Это если удастся договориться.
Местные выборы зафиксируют полный крах Зе-команды.
Oleksandr Korniyenko