Причем, чтобы ни у кого не возникало сомнений в том, кого коснутся эти санкции, из Штатов пояснили, что речь идет о тех, кто окажет техническую или технологическую помощь в строительстве, кто будет принимать участие в финансировании проекта и наконец – под санкции однозначно попадут все те, кто станет продавать и покупать газ, если трубу все же достроят.
То есть, бодрые заверения Путина о том, что он готов сам достроить газопровод, хоть для этого понадобится примерно год, утрачивают смысл. Настолько токсичный газ вряд ли кто-то решит покупать и та самая «экономическая целесообразность», о которой так любит рассуждать фрау Меркель, будет спущена в унитаз.
Собственно говоря, паника пошла после того, как владелец специальной строительной компании Allseas Эдвард Хереме, участвующий в проекте «Северный поток 2», получил письмо от сенатора Теда Круза, который написал примерно следующее: «Вася, ты можешь поиграться в эту игру, но существование твоей компании будет уничтожено полностью и от нее не останется камня на камне».
Говорят, что Херме сделалось плохо и он запросил фрау Меркель известной фразой «Вас ист дас?», а той особо и ответить-то нечего. Ведь на встрече с Путиным в Москве она обещала тому, что приложит максимум дипломатических усилий для того, чтобы повлиять на Вашингтон, чтобы тот отменил уже существующие санкции.
Но тут оказалось, что об отмене речи не может быть в принципе, а плюс к ним, уже разработаны и выписаны более вкусные и жирные санкции, которые могут выкосить целый сектор энергетического бизнеса Германии, скупленного РФ, либо работающего на Москву и ее интересы.
Надо заметить, что Германия и так заняла крайне осторожную позицию и не предоставляет для проекта технологий или прямых инвестиций, мол мы просто не против, чтобы россияне протянули трубу, а уж как они это делают, нас не касается.
Так, на условиях анонимности, высокопоставленный сотрудник немецкой энергетической компании Uniper пояснил, что для него это очень тревожный сигнал и по своим каналам он знает, что американцы очень серьезно настроены именно превратить проект, уже поглотивший $10 млрд, в руины и поэтому ни он, ни его коллеги не имеют особого желания влазить в эту ситуацию, чтобы не пострадать еще и самим.
Другой специалист энергетической отрасли Германии уточнил, что речь уже не идет лишь о политически мотивированных позициях США, которые отражены в мотивировках санкционных пакетов. Дело зашло уже намного дальше, поскольку связано с переделом рынков нефти и газа, и Штаты будут работать локтями так, что многим станет душно.
В Германии это прекрасно знают и понимают, что стоять на пути парового катка – себе дороже. И причин тому было несколько, в частности и личные. Когда формировался картель ОПЕК+Москва, Трамп просил и Путина, и саудитов не устраивать цирка с ручным регулированием цен. Причем, тогда он выражал даже не свою личную просьбу, а просьбу своего нефтегазового лобби, на которое он опирается, но тогда его просьбу откинули, поставив под сомнение его авторитет перед мощными американскими промышленниками.
Еще тогда было сказано, что по законам жанра - ответ будет, и вот он пришел.
Собственно говоря, картельный договор приподнял цены на нефть, но это была откровенно грязная и совершенно не рыночная игра, прямо противоречащая правилам свободного рынка. И хуже всего для картельщиков было то, что Штаты
уже в тот момент не были в роли классического просителя, которого можно послать далеко и надолго. Там бурно развивалась и развивается сейчас добыча сланцевых нефти и газа. А с учетом того, что внутренние потребности в углеводородах уже давно перекрыты, то вопрос экспорта, причем – бурно растущего, стоял уже на тот момент.
То есть, Штаты добывают не просто больше, чем потребляют сами, а этот избыток постоянно и динамично нарастает. Рано или поздно, это должно было вылиться в конкретные контракты, но поскольку рынки сбыта давно переделены, то входить в них возможно только отодвигая тех, кто на этом рынке давно работает.
Весь вопрос стоял в том, кого и где Штаты начнут подвигать первыми.
Поскольку такие процессы всегда неприятны и чаще всего исполняются грязно, то возникает некий неприятный фон этих действий, связанный с отношениями первых лиц государств, и эти отношения могут легко испортиться, если в таком вопросе поступить не очень порядочно.
Однако тот самый кидок Путина и арабов, которые в 2016 году они продемонстрировали Трампу, развязал Штатам руки, и теперь они играют жестко, не ограничивая себя в силе нажима.
Это право Путин сам вложил в руки американцев и теперь любые его стоны о том, что Штаты действуют не рыночными методами, будут мгновенно соотноситься с картельной сделкой ОПЕК+Москва, где от рынка даже легкого запаха нету.
А посему, Штатам стесняться некого и нечего.
Вот они и отдавливают рынки без оглядки на личные отношения.
Знаменитая торговая сделка США и Китая возлагает на последний обязательства закупать столько нефти и газа в США, что для других поставщиков остаются только объедки, а ведь Газпром только что угатил в «Силу Сибири» сумму, не меньшую, чем в Северный Поток-2, и при таких раскладах, если Китай будет выполнять взятые на себя обязательства, эта труба тоже превратится в инвестиционную могилу.
А Европа и вовсе – отдельная песня.
Штаты откровенно и без особых стеснений заходят в Московскую вотчину и показывают, что заходят всерьез и надолго, причем, как с нефтью, так и с газом.
Это значит, что никаких московских труб они здесь не потерпят и будут жестко демпинговать, чтобы выкинуть отсюда РФ начисто.
Если для этого придется поломать хребты немецким промышленникам или финансистам, это будет сделано быстро и показательно, чтобы всем было понятно, как выглядит ситуация.
В общем, кроме упомянутой выше компании, сигнал дошел до немецких компаний Uniper и Wintershall Dea, французской компании Engie , австрийской OMV и британо-голландской группа Shell.
Между прочим, они вложились в трубу ровно 50%, и потому понятно, почему фрау Штази подтягивал сопрано Макрон.
Причем, как бы это не нравилось европейцам, а в любых дискуссиях и уговорах американцев, те кроют примерами того, как грязно играет сам Газпром и вообще – российский энергетический бизнес и уточняют, что по этому поводу их своевременно предупреждали, но они решили поступить по своему, а теперь Штаты показали, как они будут на это реагировать.
И что характерно, обиженная риторика в Европе звучит все тише и потихоньку, американские нефть и газ прокладывают дорогу в Европу.
Между прочим, предложение Помпео обеспечить 100% потребностей в нефти и газе Белорусь, были демонстративными и для Путина, и для Европы.
Даже в первую очередь – для Европы, которой было показано, как далеко могут зайти Штаты.
И похоже, там это начинают понимать.
«Линия обороны»