gorlis_gorsky (gorlis_gorsky) wrote,
gorlis_gorsky
gorlis_gorsky

Россия на Донбассе встала на развилке. Пора принимать решение

Оригинал взят у avmalgin в Россия на Донбассе встала на развилке. Пора принимать решение
Вы думаете, на Донбассе сейчас решается судьба Украины? Ничего подобного. Там решается судьба России.

Рассуждения профессора Г.Голосова на rbc.ru (в сокращении):


За недели, прошедшие после подписания первых минских протоколов, военные действия на Украине утратили былой масштаб, но не прекратились. Продолжаются столкновения на нескольких участках соприкосновения украинских сил и ополченцев, и прежде всего – в районе донецкого аэропорта. Россия платит за эту локальную эскалацию достаточно высокую цену: зазвучавшие было голоса о том, что Евросоюз примет к сведению происходящую деэскалацию и несколько смягчит санкции, совершенно умолкли. Напротив, нам сообщили, что в ответ на бои вокруг аэропорта могут быть введены новые санкции...

Нет сомнений, что ситуация вокруг аэропорта в обозримом будущем разрешится. К сожалению, за этой ситуацией высвечивается гораздо более фундаментальная развилка российской политики на Украине, и тут исход отнюдь не предрешен. Об этом и хотелось бы поговорить подробнее.

Один вариант дальнейшего развития событий был заложен в минских протоколах, если понимать их буквально, а не иносказательно. Подпись российского официального лица – посла Михаила Зурабова – стоит именно под текстом соглашений, а не под их отражением в сознании лидеров ополчения. А по букве соглашений, «народные республики» должны окончательно прекратить свое недолгое и не очень счастливое существование. Им на смену должны явиться районы с особым статусом. Закон о таких районах Украина уже приняла, и невозможно отрицать, что этот закон весьма точно воспроизводит положения минских протоколов.

В районах с особым статусом должны быть сформированы собственные органы самоуправления. Слово «самоуправление» не следует понимать слишком буквально. Понятно, что именно этим органам и будет принадлежать реальная власть. А поскольку формироваться они будут в зонах, фактически подконтрольным ополченцам, то понятно, что и войдут в эту власть только приемлемые для России лица, которые способны к выполнению реальных управленческих функций. Разумеется, это значит, что какой-то части нынешнего руководства «народных республик» придется отойти от дел, удовольствовавшись в лучшем случае командными постами в «народной милиции», которая придет на смену «ополчению». Это для них обидно, но не фатально. В то же время новые органы власти пополнятся опытными политиками, бывшими членами Партии регионов, которые сейчас предпочитают держаться от «народных республик» подальше. На этих условиях – то есть на правах полной автономии – юг Донбасса будет официально реинтегрирован в состав Украины.

Оригинальное понимание минских соглашений, которое исповедуют лидеры «народных республик», несколько иное. Оно состоит в том, что после проведения демаркационной линии «народные республики» продолжат свое существование. Их органы власти будут сформированы на собственных – то есть проведенных вне украинского правового пространства – выборах. У них сохранятся вооруженные силы, собственная внешняя политика и прочие формальные признаки государственности.

Такова развилка: полная автономия юга Донбасса в составе Украины или непризнанная государственность. Понятно, что для лидеров «народных республик» второй вариант приятнее... Вопрос в том, нужен ли такой поворот событий России. Опыт есть: Приднестровье, Абхазия и Южная Осетия. Но нужно видеть разницу. Население Приднестровья – полмиллиона, но содержать это население России не приходится: какая-никакая, там есть своя экономика. Есть она и в Абхазии с ее 240-тысячным населением, хотя тут объем российского бюджетного финансирования куда больше. И лишь Южная Осетия, с населением 50 тысяч, находится на полном российском бюджетном довольствии. По численности населения юг Донбасса превосходит Южную Осетию в десятки раз, но никакого варианта непризнанной государственности, кроме югоосетинского, там не предвидится. Экономика юга Донбасса не просто разрушена, но вырвана из того контекста, в котором только и имела смысл. Для России «народные республики» станут тяжкой обузой.

Еще хуже другое. С российским признанием Абхазии и Южной Осетии мир спорить не стал: уж очень малы и незаметны. Но Крым и дальнейшие события совершенно исключают такой вариант для юга Донбасса. Любой шаг России к признанию «народных республик» будет однозначно интерпретирован как эскалация конфликта. Это повлечет за собой новые санкции, а разговоры о смягчении ранее введенных санкций окончательно утихнут.

Трудно понять, почему Россия до сих пор поощряет ополченцев к действиям, которые для нее самой могут иметь катастрофические последствия. Вероятно, причина – в еще не окончательно развеявшейся иллюзии, что экономические трудности и политическая неразбериха в ближайшие месяцы доведут Украину до того, что она как-нибудь развалится сама собой, и вот тогда «народные республики» станут удобным плацдармом для дальнейшего наступления. Но даже если этой мечте, которая уже столько раз подводила российское руководство, суждено сбыться, я бы оценил преимущества, которые даст непризнанная государственность юга Донбасса, как ничтожные. Влиять на широкомасштабный кризис в другой стране надо изнутри, а не с позиции внешнего врага.

Если же отвлечься от геополитических фантазий, которые не доводят до добра, то нынешняя украинская развилка опасна прежде всего для нашей страны. Чтобы пройти остаток пути без ущерба для себя, нужно малое: просто выполнить минские соглашения и, если надо, дать по рукам тем лидерам ополченцев, для которых личное политическое выживание стоит выше объективных приоритетов России.


ОТСЮДА
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments